Главная » Статьи » О художниках

Бруни Федор Антонович (1799-1875)
Бруни Федор Антонович (1799-1875)

- русский художник итальянского происхождения, мастер академической живописи.

Федор Антонович Бруни (настоящее имя Фиделио) родился в Милане, в семье швейцарского итальянца Антонио Бруни, который в 1807 году приехал в Россию из Италии. Антонио Бруни был реставратором картин и живописцем плафонов. Его работы, исполненные в Михайловском дворце, относятся к царствованию Павла I; впоследствии он занимался работами в Москве, по заказу князя Куракина.

В 1809 г. в возрасте десяти лет Бруни был принят в Воспитательное училище при Петербургской Академии Художеств, затем учился в классе исторической живописи у А.Е. Егорова и В.К. Шебуева. За первые успехи молодой Бруни был награжден серебряною медалью.

В 1818 г. он окончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса.

По совету Шебуева отец решил отправить сына для дальнейшего усовершенствования в Италию. И весной 1820 г. по приглашению княгини 3.А. Волконской молодой Федор Бруни отправился в Италию.

Там он много и серьезно работал и рано приобрел известность. Написав несколько картин, Бруни, не достигший еще 22-летнего возраста, принялся за первую большую картину ("Смерть Камиллы, сестры Горация"; находится в Музее Александра III ), которая в 1824 г. была выставлена в Капитолии и доставила автору ее немалую известность; в Петербурге она появилась лишь через 10 лет, и за нее Бруни получил звание академика.

К работам первого пребывания Бруни в Риме относятся: "Святая Цецилия", "Святое Семейство", "Вакханка, поящая амура" (Музей Александра III), "Свидание Т. Тассо с сестрою", "Богоматерь с Предвечным Младенцем", "Спящая нимфа" и др. Кроме того, Бруни написал копии с фресок Рафаэля: "Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма" и "Галатею". К тому же периоду относятся четыре большие образа: "Богоматерь с младенцем на руках", "Спасиситель на небесах", "Благовещение" и знаменитое "Моление о Чаше" (в Музее Александра III).

"Моление о чаше" написано для церкви в имении сенатора Г.Н.Рахманова, повторена в 1836 г. для алтаря церкви Академии художеств, в 1846 г. Николай I заказал ее для наследника.

Профессиональные достижения молодого художника были оценены, и он получил ответственейший заказ на копирование для Академии Художеств двух росписей Рафаэля в Ватикане.

Поверив в свои силы, в начале тридцатых годов, Бруни начал писать колоссальную картину: "Воздвижение Моисеем медного змия".

Однако в 1836 г. ему пришлось прервать начатую работу и вернуться в Петербург, где он и К. П. Брюллов были назначены профессорами 2-й степени в Академию Художеств.

Он прибыл в Петербург в 1836 г., написал в течение двух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора большую картину-образ "Покров Пресвятой Богородицы".

В начале 1837 г. он исполнил "Портрет А. С. Пушкина на смертном одре", размноженный литографией и получивший широчайшую известность.

В 1838 г. Бруни возвращается в Рим, чтобы продолжить начатую работу и проводит там два с половиной года. В 1840 г. он оканчивает "Медного змия" (Музей Александра III), который произвел в Риме необыкновенно сильное впечатление. В следующем году картина была перевезена в Петербург и выставлена в одной из зал Зимнего дворца. Все отзывы того времени преисполнены чрезвычайных похвал. В этой картине Бруни показал в полной силе все свое глубокое, академическое знание рисунка. "Медный змий" был приобретен за 70 000 рублей для Эрмитажа (сейчас находится в ГРМ), а его автор получил почетный заказ на росписи в еще достраиваемом Исаакиевском соборе.

К 1845 г. художник сделал 25 картонов росписей для Исаакиевского собора и часть их осуществил сам, а исполнением остальных руководил лично. На аттике собора находятся: "Сотворение мира", "Всемирный потоп", "Спаситель, вручающий апостолу Петру ключи от царствия Небесного", "Явление Господа апостолам по Воскресении". В полукружии над аттикой: "Творец, благословляющий все созданное", "Святой Дух в сонме ангелов"; на плафоне: "Введение Первородного Сына во вселенную", "Второе пришествие Сына Божия", "Прорцы на Кости" и "Егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя вси ангели".

Исполнение перечисленных работ было окончено в 1853 г.; кроме них, Бруни успел написать иконостас для православной церкви в Штуттгарте.

В 1849 г. Бруни Ф.А. назначен хранителем картинной галереи Эрмитажа.

В 1855 г. Бруни занял в Академии Художеств место ректора по отделу живописи и ваяния, а в 1866 г. перешло в его ведение и мозаичное отделение при Академии.

К концу жизни стал почётным членом Болонской и Миланской академий искусств, почётным профессором Флорентийской Академии художеств и Академии Святого Луки в Риме.

Последние годы жизни Бруни занимался сочинением картонов для образов Храма Спасителя в Москве. К списку его работ надо прибавить еще тридцать листов рисунков из русской истории, гравированных им крепкой водкой (офорт).

Однако принадлежность к вырождающемуся академизму определило постепенное угасание крупного таланта художника. Живописью Бруни занимался все меньше и меньше, а в последнее десятилетие жизни почти не брал в руки кисти.

Художник все более отдалялся от людей, даже от собственных учеников, порой не видевших своего педагога неделями. В 1871 г. в результате интриг он был вынужден оставить пост ректора и сохранил за собой лишь руководство мозаичной мастерской, им самим организованной.

Последние годы Бруни провел в надменном одиночестве человека, давно похоронившего то лучшее, что у него в душе было. Скончался Бруни в 1875 г. в Петербурге. Похоронен в Александро-Невской лавре. У него осталась дочь Элоиза.
Категория: О художниках | Добавил: oxdavinx (11.07.2012)
Просмотров: 614 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: