Главная » Статьи » Мои статьи

Богданов-Бельский Н.П.Богданов-Бельский Николай Петрович (1868-1945)
Богданов-Бельский Н.П.Богданов-Бельский Николай Петрович (1868-1945)

- русский живописец-жанрист, действительный член Петербургской Академии Художеств, Член Товарищества передвижных художественных выставок.

Родился художник в д. Шитики Бельского уезда Смоленской губернии. Ныне это Оленинский район Тверской области. Богданов-Бельский – внебрачный сын батрачки. При крещении его записали Богдановым (Богом данный). Вторую часть фамилии художник получил от названия родного уезда, когда стал в 1903 году академиком.

Художественные способности у Николая стали проявляться уже с 6 лет. Грамоте мальчик сначала учился у звонаря по церковным книгам, а затем в 2-х классном Шопотовском начальном училище. В школе преподавал священник. При его содействии мальчик попал к С. А. Рачинскому (Рачинский Сергей Александрович, бывший профессор Московского университета, оставивший научную кафедру и в своем имении в Татеве основавший народную школу для крестьянских детей).

Картина Н. П. Богданова-Бельского «На пороге школы» (1897 г.) автобиографична. Чтобы попасть в школу Рачинского, мальчику пришлось выдержать экзамен. Экзамен для маленького Николя, как его впоследствии будет уважительно называть С. А. Рачинский, состоял в том, что он должен был нарисовать одного из преподавателей школы в профиль. Будущий художник, затаив дыхание, стоял в волнении за порогом класса. Ему хотелось учиться. И вот экзамен. Мальчик-пастушок, согнувшись, скрестив под собой босые ноги, с большим усердием рисовал с натуры. Он работал очень напряженно, и портрет-рисунок вышел на удивление узнаваемым. Его приняли в народную школу С. А. Рачинского. И вот, в 1978 году, 10 лет от роду будущий художник стал посещать эту школу.

В 1881 году Рачинский отправил тринадцатилетнего отрока получать начальное художественное образование в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре, где мальчик проучился два года. В монастыре подросток с увлечением писал иконы, а также с натуры портреты монахов. Рачинский из своих средств выделил ему 25 рублей в месяц на содержание. Это были большие деньги в то время.

В возрасте 16 лет в 1884 году Богданов-Бельский впервые принял участие в выставке с картиной «Еловый лес», которую похвалил и Поленов и Левитан. Картину купил известный фабрикант и коллекционер Сапожников.

Затем Рачинский определил его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он шел по классу пейзажа, делая большие успехи. За наброски с натуры часто получал первые номера. Его учителями на пейзажном отделении были художники В.Д. Поленов, В.Е. Маковский, И.М Прянишников.

Дипломной работой художника в 1889 году стала картина «Будущий инок». Выбор темы для дипломной работы не был случаен. Богданов-Бельский был глубоко верующим человеком и православие играло значительную роль на всех этапах его жизни. В воспоминаниях современников почти все отмечают любовь Николая Петровича к церковному пению, умение при необходимости вести церковную службу. Писал художник и иконы для храмов.

При окончании училища за картину «Будущий инок» Богданов-Бельский получил Большую серебряную медаль и звание «классного художника». В 1890 году она участвовала в выставке Товарищества передвижников и была высоко оценена знаменитым критиком и историком искусства В.В. Стасовым. За 300 рублей картину купил Козьма Терентьевич Солдатенков, крупнейший собиратель произведений искусства, а затем уступлена им императрице Марии Федоровне. Тут же художнику были заказаны еще два повторения картины для П.М. Третьякова и В.В. Стасова. Отныне художник начинает жить на свои средства. В эту пору ему было 19 лет.

После окончания учебы художник много путешествовал, побывал в Молдавии, на Ближнем Востоке, в Европе, в Костантинополе. В 1889 году на горе Афон в Пантелеймоновском монастыре Богданов-Бельский познакомился с 17-летним послушником-богописцем Филиппом, в дальнейшем художником Ф.А. Малявиным. В своем письме Рачинскому Богданов-Бельский писал, что всю службу с 6 вечера до 6 утра он стоял в оцепенении, и был потрясен, когда на середину монастырского Собора вышли на литию 60 старцев-иеромонахов с зажженными свечами. Работая на холодном ветру на скалах Афона, художник тяжело заболел и серьезно задумался о пострижении в монахи.

В 1894 — 1895 гг. Н. П. Богданов-Бельский продолжает учиться живописи в Высшем художественном училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге в мастерской И.Е. Репина.

В 1895 году, на деньги, вырученные за картину «Воскресное чтение» художник едет в Париж, где занимается живописью в студиях Ф. Кормона и Ф. Коларосси. Затем он работает в Мюнхене и в Италии.

В 1890-х годах он создает серию картин о школе Рачинского: «Воскресное чтение в сельской школе» (1895), «Устный счет» (1896), «У дверей школы» (1897), «У больного учителя» (1897), «Проба голосов» (1899), «Сочинение», «Между уроками» (1903 г.) и др. Художник пишет пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины.

В 1898 году на заработанные от картин деньги в 12 километрах от Татево Богданов-Бельский купил имение Давыдово (по другой версии имение подарил Рачинский матери Богданова-Бельского). Отсюда он часто приезжает в Петербург. И подолгу здесь живет, снимая комнату на Невском и исполняя заказы. Заработав средства, возвращается к себе творить.

Художник интенсивно работает. В 1899 году по просьбе императрицы Марии Федоровны художник пишет ее портрет. Пишет аристократов, знаменитых современников, великого князя Дмитрия Павловича (1902), императора Николая II (1904 — 1908), князя Ф. Ф. Юсупова (1911), Ф. И. Шаляпина (1916) и многих других. В это время написанные им картины приобретаются с выставок в крупнейшие собрания, в том числе, и в Третьяковскую галерею. Богданов-Бельский становится известным и уважаемым передвижником, участвует в выставках ТПХВ с 1890 по 1918 гг., множестве выставок в России и за рубежом, в Париже (1909), Риме (1911). Его работы воспроизводятся в журналах «Нива», «Художественные сокровища России», «Столица и усадьба».

В 1903 г. Николай Петрович Богданов-Бельский за заслуги на художественном поприще был избран в академики живописи. Ему 35 лет.

В 1914 г., в 46 лет, он становится действительным членом Императорской Академии художеств.

С 1909 по 1921 год Н.П. Богданов-Бельский был председателем Общества имени А.И. Куинджи, что было бы невозможным без большого личного авторитета художника и человека.

Жена Николая Петровича, Наталья Антоновна, была родом с Украины. Он звал ее Тотошей, а она его Петровичем.

После революции Богданов-Бельский из-за своих политических и религиозных убеждений попадает «в немилость» к новой власти. И в 1921году, по приглашению своего друга, известного художника Сергея Виноградова, Николай Петрович эмигрирует в Латвию.

С первых же дней своего пребывания в Риге Богданов-Бельский развивает бурную деятельность, проводит выставки одну за одной. Много работает в окрестностях Псково-Печерского монастыря, который в то время находился на территории Эстонии. Художник тесно сотрудничает с русской эмигрантской прессой, в т.ч. с журналами «Слово» и «Перезвоны».

На первой советской выставке в Америке в 1924 г. художник выставил более десяти своих картин. Как отмечала пресса тех лет, вместе с произведениями И. Грабаря, Б. Кустодиева, М. Нестерова, С. Виноградова, В. Поленова, К. Юона и других известных художников они составили яркое, красочное зрелище русского искусства.

В 1928 году Богданову-Бельскому исполнилось 60 лет. Его активность по пропаганде русского искусства не спадает. По его инициативе и при поддержке И.Е. Репина в Копенгагене, Берлине, Стокгольме, Праге, Осло, Амстердаме, Гааге, Белграде, Гетеборге, Хельсинки, Гамбурге прошли выставки русской живописи, картины на которые представили Жуковский, Коровин, Малявин, Билибин и др.

На крупнейшей выставке в Праге в 1928 г. у Богданова-Бельского было куплено 9 работ, одна из них приобретена Пражской национальной галереей.

В 1929 г. на выставке русской живописи в Копенгагене весь первый зал отведен под произведения Богданова-Бельского. Множество репродукций его картин украшают страницы датской печати. Продается много работ. Вот почему огромное количество произведений Богданова-Бельского рассеяно по странам Западной Европы. Они для российских зрителей, коллекционеров всегда будут новыми. Неизвестные полотна еще и еще будут появляться на зарубежных аукционах. Пристальное изучение всех каталогов новых зарубежных аукционных продаж необходимо российским антикварным дилерам и коллекционерам.

В 1936 году, на пятидесятилетие творческой деятельности Богданов-Бельский был награжден латышским Орденом трех Звезд третьей степени. 70-летний юбилей художника в 1938 году также был отмечен персональной выставкой и благожелательными отзывами прессы.

В апреле 1941 г. Богданов-Бельский посылает картину «Пастушок Прошка» (1939) на выставку в Москву. Казалось, еще есть силы и возможность работать, но начинается война, годы оккупации. Нет источников вдохновения, и в это время творческие силы покидают художника навсегда. Он заболевает. Необходимо лечение, операция. Жена увозит его в берлинскую клинику.

19 февраля 1945 года во время бомбежки в возрасте 77 лет Н. П. Богданов-Бельский умирает. Похоронен на русском православном кладбище Тегель в Берлине.
Категория: Мои статьи | Добавил: oxdavinx (11.07.2012)
Просмотров: 3561 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: